Общая характеристика программы
Примерная программа по биологии для основной школы составлена на
основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований
к результатам основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и
положения программы развития и формирования универсальных учебных
действий для общего образования, соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования.
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем
содержания курса биологии для основной школы, который должен быть
представлен в любой рабочей или авторской программе.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих и
авторских программ, она определяет инвари-антную (обязательную) часть
учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского
выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы учебных
программ и учебников могут предложить собственный подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. Рабочие, авторские программы,
составленные на основе примерной программы, могут использоваться в
учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
Примерная программа включает четыре раздела: пояснительную записку с
требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем
разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ,
экскурсий; примерное тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению
учебного процесса.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех
представленных в примерных программах начального общего образования
основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных
программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых,
предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых,
психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является
отражением научного знания о соответствующей области окружающей
действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место
выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений
учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в
основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной
деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной,
коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической,
технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе
изучения совокупности учебных предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате
взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых
преобладают определенные виды деятельности и соответственно
определенные учебные действия: в предметах естественно-математического
цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно
познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла —
коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия
и т. д.