Воскресенье, 28.04.2024, 22:46 | Главная | Регистрация | Вход | |||||
ГАПОУ МОК им. В. ТАЛАЛИХИНА.. Сайт учителя биологии |
Меню сайтаКатегории разделаНаш опросСтатистикаПоискКалендарь
Архив записейДрузья сайта |
Дистанционное обучение 5 класс
октябрь 2016г. Дистанционное обучение по теме " Понятие о природных зонах.". А)заполните таблицу , используя описания. тетрадь сдать на проверку. Природные зоны – это большие территории поверхности Земли со сходными климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром. Основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса (показ на карте учебника стр.132-133). Б) Заполнить таблицу в тетради, используя материал учебника стр. 129-131 и дополнительный материал, расположенный в данном конспекте и презентации.
1. ТУНДРА Почвы Крайнего Севера бедны гумусом. Земля 9 месяцев в году промерзшая. За 3 летних месяца (май, июнь, июль) оттаивает только верхний слой 8 – 10 см, а чуть глубже – вечная мерзлота. Растаявший снег не может просочиться сквозь вечную мерзлоту, поэтому летом тундра заболачивается. Почвы в тундре называются тундровыми. Тундра: недостаток тепла, избыток влаги, вечная мерзлота, ветер. Вопросы: Благоприятны ли условия жизни в тундре? Будет ли богат и разнообразен животный и растительный мир? Какие животные и растения там обитают? Как они приспособлены к жизни в тундре? Растения тундры быстро начинают расти, цветут и дают семена. На короткое время летом тундра становится цветущей – лютики, колокольчики, морошка, брусника.
2 и 3. ЛЕСА. Южнее тундры раскинулась тайга. Условия жизни здесь более благоприятны, чем в тундре. Здесь гораздо больше тепла, а влаги достаточно для роста деревьев и кустарников. Вот какой увидел тайгу Антон Павлович Чехов в 90-х годах прошлого века: «Скоро после Енисея, – писал он, – начинается тайга… По обе стороны дороги непрерывно тянутся обыкновенные леса из сосны, лиственницы, ели и березы… Сила и очарование тайги в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища…» Вопрос: А как бы ответили вы, что же такое тайга? К югу от тайги, где больше тепла и нет вечной мерзлоты – находится зона смешанных и широколиственных лесов. Эти леса более светлые. Там много лиственных деревьев. Лесная зона: резкая смена сезонов года, достаточное количество влаги, неравномерное распределение осадков. 4 и 5. ТРАВЯНИСТЫЕ РАВНИНЫ — степи и саванны Районы, где влаги слишком мало, чтобы росли леса, но достаточно для роста трав, есть на всех континентах. Степи – называют их в Европе, саванны – в Африке и Австралии, прерии – в Северной Америке. Американские переселенцы, впервые попавшие в прерии, назвали ее равниной, у которой есть начало, но, кажется, нет конца. Вот как описывает степи Николай Васильевич Гоголь «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела по поверхности; занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался, бог знает, в каком дальнем озере. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Степи: благоприятная температура, мало влаги. Саванны отличаются от степей чередованием сухого и влажного сезонов. Климат в саваннах очень сухой. Но в определенные месяцы там становится жарко, и идут проливные дожди. Во время сухих сезонов почва пересыхает, во время влажных – заболачивается. Почва содержит мало питательных элементов. Часты пожары. Условия, в которых приспособились жить растения, очень жесткие. Баобаб в своем толстом стволе хранит воду. Акация имеет широкую плоскую крону, которая спасает нижние листья от высыхания. Животные (слоны, зебры, жирафы, носороги, антилопы-гну) способны совершать переходы на большие расстояния в поисках пищи и воды. Мелкие животные на период засухи ложатся в летнюю спячку. 6. ПУСТЫНИ 1. Каковы условия жизни в пустыне?
Пустыня: недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие суточные перепады температуры. 7. ВЛАЖНЫЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС. По обе стороны от экватора до северного и Южного тропика находится зона влажных тропических лесов. Выпишите в тетрадь характеристику влажных экваториальных лесов: Влажный экваториальный лес: оптимальная постоянная температура и влажность. Итак, для влажных экваториальных лесов характерно изобилие растений, у животных – яркие краски; лес сумрачный. Почему экваториальные леса называют фабрикой кислорода, легкими планеты? II. Закрепление нового материала. подумайте ! О чем, на ваш взгляд, говорят эти факты ? 1.Люди ежегодно уничтожают или вылавливают 2 млн. черепах,7 млн. крокодилов. 2. Ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. 3. В тропических лесах каждый день спиливают 5 млн. деревьев. 4. На острове Мадагаскар уничтожено 93 % тропических лесов. В них обитало несколько тысяч видов растений, нигде более не встречающихся. 5. В США уничтожено 98 % высокотравных прерий, 50 % заболоченных участков, более ЗО % лесов. Какие утверждения верны? 1. Почва в тундре скована многолетней мерзлотой. 2. Хвойные деревья очень требовательны к теплу. 3. Смешанные и широколиственные леса расположены к северу от тайги. 4. Травянистые равнины раскинулись там, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов. 5. Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли. 6. Тропический лес — самое бедное видами природное сообщество. III.. Итоги урока. Итак, основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом, от распространения тепла и влаги. В каждой зоне сложились свои условия для обитания растений и животных. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является сохранение не только всех видов животных и всех видов растений, но и целых природных уголков, целых сообществ – т.е. сохранение биологического разнообразия. Об этом сказано в международном документе «Конвенция о биологическом разнообразии» (1992г.) В заключение мне хочется прочитать вам слова писателя Николая Сладкова, обращенные к нам, людям, с призывом сохранить красоту природы: «Можно, ли представить себе землю птиц? Mоре без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов.. Или лес без кукушки и иволги? Луг дергача, поле без перепелки. Речные заросли без соловьев.... Скучно станет, неинтересно. Мертво и глухо. Тысячи лет шумят для нас леса — слышим ли? Тысячи лет радуют нас степи и горы — ценим ли? Тысячи лет поют для нас птицы — не напрасно же? Осознаем ли мы, что значит для нас природа? Помним ли, что дала она нам, и чем мы ей отплатили за это? Земля говорил с нами языком звуков, красок, запахов. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. Громкие и уже едва уловимые, но всегда волнующие и зовущие. И каждый умолкнувший голос — большая потеря: общий хор жизни без него звучит слабее и тише. Отзывчива тишина полей, настояны тайной лесные дебри, переполнены жизнью леса, степи, горы, моря — и все хорошо! Откройте глаза — и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Она всюду: вокруг, над головой, под ногами. В беге зверя, в игре рыбы, в полете птицы. Все живое пропитано поэзией и красотой. И мы все это можем видеть и ощущать». И чем больше человек видит и чувствует красоту - тем больше он человек.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. 2. Книга для чтения по охране природы: для учащихся 9-10 классов средней школы. / Составитель: А.Н. Захлебный – М.: Просвещение, 1986. 3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс. – М.: Дрофа, 1997. |
||||
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz |